Начнем сначала. Прощальный пост в WP

Дорогие мои читатели, коллеги и друзья!

Внешние обстоятельства заставляют меня попрощаться с вами и с WP (на всякий случай!). Похоже, Вордпресс вот-вот падёт жертвой. Жертвой или предвестником чего-то? Решать вам самим.

И еще одна «новость» — пооптимистичнее: оставаясь депутатом и председателем комитета по экономическому развитию и налогам, я ухожу (точнее — ушла уже) в бизнес. Возвращаюсь в «Семью».

Если кому-то интересно мое последнее не бизнесовое интервью — вот оно:

BUSINESS CLASS,  11 МАРТА 2013

Дело не в гендере

Текст: Илья Гиндин

Депутат Законодательного собрания Пермского края Елена Гилязова — о том, как начинать сначала, кто такой управленец и какие вещи раздражают человека, живущего в нашей стране.

Елена Ефимовна, вам довелось поработать в разных структурах: бизнесе, исполнительной и законодательной власти. Где вам как женщине было проще всего?

— Как женщине мне проще всего дома!

Просто есть стереотипы, что бизнес и власть — это мужские занятия…

— Это мужской стереотип. Я вам по секрету скажу: у женщин, которые работают в данных сферах, все получается гораздо лучше. Как управленцы, женщины, причем неважно — во власти или в бизнесе, безусловно, более ответственные.

Может, потому, что на них лежит груз ответственности за семью и за детей, и формируется привычка быть ответственной, которая сказывается на работе.

Конечно, в ряде случаев женщины более эмоциональны, но для них, например, нехарактерно уйти с работы «в никуда». Часто они более качественно работают за меньшую, чем мужчины, зарплату. И я не исключение в этой части.

 В чем секрет успеха женщины в бизнесе?

— Секретом своего менеджерского успеха считаю то, что я не дошла до ситуации, когда уверена, что все знаешь лучше всех. К сожалению, с определенного момента управленец начинает считать, что он самый умный, и работает без обратной связи. Я считаю своим достижением, что мне удалось сохранить умение слышать, и прежде всего тех, кто ниже тебя. Это первый момент. Второй, тесно с ним связанный: я очень командный чело век и исхожу из того, что если ты берешься за какое-то дело, то должен создать команду единомышленников. И вы работаете вместе не за страх, а за совесть. На сегодняшний день есть целая группа людей, которая готова идти со мной на любые новые проекты, к сожалению, в реальности не всегда это получается. Еще один момент — мне нравится начинать все сначала. Раньше это было больно, а теперь — интересно.

 Депутат Законодательного собрания — это путь сначала?

— Конечно. Это принципиально иная деятельность. В ней есть интересные вещи, но есть и те, которые для меня болезненны и мучительны. Исполнительная власть имеет более прямые рычаги влияния. Законодательная — это коллективная ответственность, и здесь значительно сложнее отстоять свою точку зрения. Необходимо собрать в свою поддержку определенное количество голосов, причем у каждого человека будут некие свои, не всегда касающиеся непосредственно дела, соображения. Способ достижения результата в данной сфере принципиально иной — умение аргументировать свою позицию, быть доказательной и понятной.

Елена Ефимовна, когда вы работали в системе исполнительной власти, сферы у вас были непростые: начиная от сельского хозяйства и заканчивая инновациями. Не боялись решать такие проблемные вопросы?

— Честно говоря, мне жаль, что многие вещи, которые мы начали делать в сельском хозяйстве были правильными, но сейчас идут в другом тренде. От души желаю преемникам успеха, но считаю, что определенных результатов мы достигли, и сейчас можно было бы идти тем же курсом. Крупный корабль всегда разворачивается очень медленно, а терпения дождаться, когда это произойдет, не всегда хватает.

Кстати, когда мне предложили пост министра сельского хозяйства, я пришла домой, собрала своих взрослых детей и сказала: «У меня меняется министерство, отгадайте, на какое?». Они перебрали все министерства, кроме сельского хозяйства. И когда я им сообщила, случилась пауза. Мы же с вами понимаем, что министр сельского хозяйства — это расстрельная должность. Но, может быть, потому, что я не очень боюсь поражений, их не случается.

У нас есть стойкий стереотип, что медициной должен управлять врач, сельским хозяйством — агроном, образованием — учитель. Однако на сегодняшний день понятно, что управление — это прежде всего технология. Идти от технологии в предметную сферу гораздо проще, нежели в обратном направлении, так как глаз специалиста «замылен».

Не должен министр сельского хозяйства разбираться в рационе кормления коров! Он должен понимать, как людей мотивировать на результат, чтобы предприятие было успешным, чтобы научиться кормить коров с прибылью. Все проблемы — в целеполагании. Когда я спрашивала работников сельского хозяйства, какая у них цель, мне отвечали: «Кормить народ». При таком подходе предприятие никогда не станет бизнесом и всегда будет убыточным. То же самое в медицине. Главный врач, на мой взгляд, не обязательно должен быть хорошим медиком, но обязан быть прекрасным управленцем.

В свое время Ирина Колущинская, доказывая мой непрофессионализм на посту министра сельского хозяйства, приписала мне слова «стадо самок». Так родилась еще одна семейная байка. Поскольку мой сын живет в доме со мной, женой и двумя дочками, он очень благодарен г-же Колущинской за эту фразу и регулярно ее употребляет по отношению к нам.

 Все-таки где было интереснее работать — в министерствах или на посту заместителя Председателя правительства?

— Более интересно быть министром, поскольку лично отвечаешь за какой-то кусок работы и можешь своими руками сделать что-то конкретное для отрасли. Вице-премьер — это человек, который не определяет стратегию, потому что ее формулируют выше, и он не тот человек, который непосредственно руководит отраслью. Для него главное, чтобы министры были сильные, однако назначение последних по факту тоже не всегда является его компетенцией.

 У вас не возникает типично депутатского желания критиковать все и вся?

— Мне кажется, что у меня этой специфической профессиональной деформации не произошло. Например, учителя всегда видно. С депутатом — то же самое. Он лучше всех знает, как не надо делать. Так, один из депутатов заявил, что он из плана Музея современного искусства PERMM исключил все одиозные выставки. То есть он специалист по одиозности? Что ж, это его право.

Но есть некоторые вещи, которые вызывают у меня серьезный протест как гражданина и жителя Пермского края. Например, недоумение вызвала у меня программа по патриотизму. Принятая программа лучше того, что было первоначально, но находится на уровне «не очень плохое».

Если нам придется резать бюджет, то в первую очередь речь, думаю, пойдет об этой программе. Не потому, что я не патриот, а потому, что это расходование денег без понимания результата. Надо сначала понять, как сделать человека патриотом, чтобы он, как американец, хотел вывесить на балконе флаг своей страны. Если для этого надо потратить 400 млн. рублей — пожалуйста, но мы ведь их потратим принципиально на другие вещи. Или закон о митингах. Это те вещи, которые вызывают мое возмущение не как депутата, а как человека, живущего в нашей стране. Очень хочется свободы. И поэтому, ни в коей мере не бросая депутатской деятельности, я все-таки хочу вернуться в бизнес.

До встречи на страницах WP  или в другом месте! 🙂

Оставьте комментарий